Важно! Это должен знать каждый житель! Сохрани, пригодится!
Москва — как много в этом звуке…
Москва, последние пару лет — это город градостроительных потрясений. Москву расширяют вширь, ввысь, вглубь…
Но, пока еще у нас в стране существуют остатки демократии, власти всё-таки позволяют гражданам немного участвовать в принятии решений, касающихся градостроения. Я имею ввиду Публичные слушания.
К сожалению, многие не знают процедуру проведения Публичных слушаний, и власти умело используют это в свою пользу.
А это знание действительно актуально, так как сейчас на повестке дня в нашем городе много проектов проходят Публичные слушания, это и расширение магистралей, точечные застройки, а также межевание кварталов, которое проходит по всей Москве, в связи с предстоящим введением нового налога.
Некоторые Публичные слушания проходят со скандалами и вызывают общественный резонанс, так как имеют место фальсификации, использование административного ресурса и т.д.
Постараюсь вам рассказать, как правильно принять участие в Публичных слушаниях и прокомментирую основные положения законов и постановлений.
Итак, главными регламентирующими процедуру Публичных слушания документами являются:
1. Закон города Москвы от 25.06.2008 года № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» (последние изменения от 3.04.2013 г.);
2. Постановление Правительства Москвы от 30.12.2008 года № 1258-ПП (О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве» (последние изменения от 20.08.2013 г.).
Обращу ВНИМАНИЕ на то, что эти два документа в 2013 году претерпели существенные изменения, поэтому рекомендую изучать именно последние версии!
1. Кто организует Публичные слушания?
«Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве (далее — городская комиссия) и окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве (далее — окружные комиссии) являются уполномоченными органами по проведению публичных слушаний.»
Комментарий: Городская комиссия формируется на уровне города, окружная комиссия на уровне административного округа. Городская комиссия организует Публичные слушания реже чем окружная, так как они касаются более глобальных проектов: Генеральный план города Москвы и линейные объекты, например, строительство хорд, которые затрагивают более одного округа и т.д. Окружная комиссия организует Публичные слушания постоянно, так как они касаются вопросов районного или окружного масштаба, а на этом уровне постоянно что-то строится, расширяется и т.д.
Почему для нас эта информация важна?
Дело в том, что именно комиссия утверждает заключение по итогам Публичных слушаний, в котором указывается — целесообразно или нецелесообразно реализовывать данный проект, нужно ли внести в него изменения или рекомендуется к отклонению/к реализации.
После утверждения заключения, Публичные слушания считаются состоявшимися. Повторные Публичные слушания, как правило, не проводятся.
2. Кто входит в состав Городской и окружных комиссий?
«В состав городской и окружных комиссий должны входить представители органа, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры, представители территориальных органов исполнительной власти города Москвы, представители отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих отдельные полномочия в области градостроительной деятельности.»
«В состав городской комиссии должны входить депутаты Московской городской Думы.»
«В состав окружных комиссий должны входить депутаты представительных органов каждого муниципального образования, созданного на территории соответствующего административного округа города Москвы».
Комментарий: Как это выглядит на практике? (На примере окружной комиссии в ЦАО) В состав окружной комиссии входят: представители Префектуры ЦАО, департаментов и т.д., по 1 человеку из 10 районных управ и по 1 муниципальному депутату из 10 районов ЦАО.
Обратите внимание на то, что Публичные слушания организует именно Окружная комиссия, а не Управа района! Но так как в состав комиссии входят представитель управы, то фактически всю работу по проведению Публичных слушаний проводит управа. Там же и готовится итоговый протокол Публичных слушаний, который потом рассматривается на заседании Окружной комиссии. Об этом я ниже расскажу подробнее.
3. Кто являются участниками Публичных слушаний?
«1) жители города Москвы, имеющие место жительства или место работы на территории, в границах которой проводятся публичные слушания, и представители их объединений;
2) правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на территории, в границах которой проводятся публичные слушания;
3) депутаты представительных органов муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания;
4) депутаты Московской городской Думы.»
«Каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке. Все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту подлежат внесению в протокол публичных слушаний в установленном порядке.»
Комментарий: Зачем нужно знать, кто является участниками Публичных слушаний? Дело в том, что каждый участник Публичных слушаний может ознакомиться с итоговым протоколом, в котором указывается, кто и какие предложения внёс на Публичных слушаниях. Если в протоколе вы увидите предложения к проекту от тех, кто не может являться участниками ПС, то вы можете это опротестовать, чтобы их предложения были исключены из протокола. Такие ситуации могут быть, когда есть основания полагать, что результаты Публичных слушаний пытаются сфальсифицировать. Не редки случаи, когда в протоколе Публичных слушаний находятся предложения от лиц проживающих в доме, который уже выселен или снесен. В общем, будьте внимательнее.
4. Последовательность проведения Публичных слушаний.
«1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний (не позднее чем за семь дней до открытия экспозиции);
2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее — экспозиция);
3) проведение собрания участников публичных слушаний (Проведение собраний в нерабочие праздничные дни не допускается. В рабочие дни собрания начинаются не ранее 19 часов);
4) оформление протокола публичных слушаний (Срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более семи дней);
5. Как внести свои предложения на Публичных слушаниях?
«В период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту посредством:
1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции;
2) выступления на собрании участников публичных слушаний;
3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний;
4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии;
5) направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию.
5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний (В течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано).
Комментарий: ВСЕ поступившие предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний!!! Срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более семи дней.
Как проверить, внесли ли ваши предложения в итоговый протокол и от кого и какие еще предложения поступили? В Градостроительном кодексе Москвы по этому поводу есть отдельный пункт: «Участник публичных слушаний, представивший предложения, замечания по проекту, рассмотренному на публичных слушаниях, имеет право ознакомиться с протоколом публичных слушаний и получить его копию в окружной комиссии». Так что со ссылкой на ГрадКодекс можете смело просить протокол.
6. Что происходит с протоколом после оформления?
Комментарий: Как правило оформлением итогового протокола занимаются сотрудники управы района. После этого протокол передается в Префектуру (напомню, что представители управы и Префектуры входят в окружную комиссию). Далее, на очередном заседании окружной комиссии, этот протокол рассматривается. Сотрудник управы докладывает о том, как прошли Публичные слушания, какие замечания, сколько пришло народу и т.д. Если у членов комиссии к протоколу вопросов нет, то протокол публичных слушаний утверждает председатель соответствующей окружной комиссии.
Следующим шагом окружной комиссии является оформление заключения: «Заключение о результатах публичных слушаний утверждает председатель соответствующей комиссии. В течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано в порядке, установленном для опубликования официальной информации Правительства Москвы или соответствующих территориальных органов исполнительной власти города Москвы».
В заключении указываются рекомендации о целесообразности или нецелесообразности реализации проекта и т.д.
После утверждения заключения, Публичные слушания считаются завершенными.
Итак, всё что написано выше, описывает процедуру. Теперь поговорим о подводных камнях при проведении Публичных слушаний.
Как я уже писал выше, Публичные слушания проводятся постоянно. Какие проблемы существуют и как их избежать?
1. К большому сожалению, большинство жителей не знают об этом и узнают о том, что у них во дворе начинается очередная точечная застройка, в день, когда во двор приезжает строительная техника и т.п. Почему это происходит? Потому-что информирование жителей у нас мягко говоря страдает, ну кроме тех случаев, когда надо всем бабушкам района рассказать за какого кандидата в мэры надо голосовать… Как правило, всё информирование заключается в развешивании нескольких объявлений по району, опубликовании в районной газете (которая почему-то почти никому не приходит) и на официальном сайте управы и префектуры. Так как на первые два варианта рассчитывать не стоит, то главным источником информации для жителей становится интернет.
2. Итак, вы всё таки узнали о Публичных слушания. Что делать, когда придете, если вас не устраивает предлагаемый к рассмотрению проект?
ОБЯЗАТЕЛЬНО зарегистрируйтесь в журнале участников Публичных слушаний!!! Количество участников собрания Публичных слушаний считается по количеству зарегистрировавшихся в журнале. Довольно часто помещение выделяемое по Публичные слушания не может вместить всех желающих. Человек двести сидят в зале, а еще пятьсот, возмущаются происходящим у входа в здание. Многие просто не регистрируются, в итоге в протоколе написано, что в собрании приняли участие не 700 человек, а 200 или 300. Поэтому еще раз — ОБЯЗАТЕЛЬНО зарегистрируйтесь.
В протоколе учитываются все замечания и предложения высказанные в микрофон, а также поданные письменно. Многие об этом забывают и думают, что имеют значения только те предложения, которые были озвучены на весь зал. Как поступать? Несмотря на то, что на резонансных Публичных слушаниях готовятся и передаются коллективные обращения, в которых могут быть подписи всех 700 человек, я ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЮ каждому пришедшему на Публичные слушания индивидуально вписать предложение в журнал и/или написать на бумаге и сдать члену комиссии.
В ином случае, может получиться так, что в протоколе будет указанно: в Публичных слушаниях приняло участие 700 человек, свои предложения озвучили 20 человек, письменные предложения оставили 20 человек и поступило 1 коллективное обращение. С такой формулировкой может сложиться впечатление, что предложение есть только у 40 человек и какой-то инициативной группы граждан. Более значимо смотрелось бы, если в протоколе указано: приняло участие 700, озвучили предложения 20, письменно подали предложения 700 и 1 коллективное.
Почему это важно? Потому-что при подготовке заключения, комиссия может посчитать, что для района со 100 тысячным населением, 20-40 предложений против проекта, можно признать некритичным количеством, и написать в заключении: реализовывать проект целесообразно.
3. Голосование во время собрания участников Публичных слушаний.
В Градостроительном Кодексе голосование на ПС не предусмотрено, хотя вы можете попросить его провести и результаты внести в протокол. Но будет ли это иметь правовые последствия?
4. Если вы не успели на Публичные слушания или считаете, что необходимо направить еще коллективные или индивидуальные обращения, то напоминаю вам, что письменные предложения можно направить в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний, в соответствующую окружную комиссию.
5. Проконтролируйте правильность оформления протокола.
Как я уже писал, первичным оформлением протокола занимаются сотрудники управы. После этого он передается в Префектуру и рассматривается на заседании окружной комиссии, после чего утверждается и на его основе пишется заключение. Так вот, все возможные махинации и фальсификации осуществляются на уровне управы. В связи с этим, если вы хотите убедиться, что протокол соответствует действительности, там нет предложений от жителей из несуществующих домов и т.д., то рекомендую, через неделю-полторы после Публичных слушаний, обратиться в окружную комиссию за копией протокола.
Самое главное, изучить протокол до утверждения заключения! Так как, после утверждения заключения председателем окружной комиссии, бороться с несправедливостью будет сложнее.
Кстати, протоколы заседаний окружных комиссий, размещаются на сайтах Префектур. В протоколах указано, какие были приняты решения, по результатам тех или иных Публичных слушаний.
Это основные моменты, которые необходимо знать каждому жители нашего города. Более детально расписано в законе и постановлении. Если есть вопросы, задавайте.
—
p.s. И еще я хотел бы оповестить вас о грядущих новеллах, которые хотят внедрить городские власти.
В Манеже проходит третий Московский урбанистический форум, на котором руководитель аппарата мэра Москвы Анастасия Ракова сообщила, что власти разрабатывают новый стандарт проведения Публичных слушаний. Он будет внедрен в 2014 году.
По словам Раковой, власти должны вовлекать в процесс проведения публичных слушаний не только тех, кто против, и не бороться с ними, а еще тех горожан, которые являются «выгодоприобретателями«.
Вот и прозвучало это страшное слово «выгодоприобретатели«.
Кроме этого, она добавила, что по линейным объектам необходимо привлекать к общественным слушаниям не только граждан, которые проживают в районе и которых физически затрагивает стройка, но и тех районов, которые будут являться пользователями этого объекта в будущем.
Т.е., если ваш дом или гараж будет стоять на пути строительства очередной магистрали, то ваш голос против сноса вашего дома или гаража конечно будет услышан, но если жители или «выгодоприобретатели» из других районов выскажутся «за», то ваше мнение уже никого интересовать не будет.
Такова наша новая реальность…
Оригинал — http://evgeny-budnik.livejournal.com/86964.html